Статья 13317

Название статьи

ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Авторы

Забродина Наталья Александровна, ассистент, кафедра дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск, ул. Гагарина, 36), remnyovan@mail.ru

Индекс УДК

373.2

DOI

10.21685/2072-3024-2017-3-13

Аннотация

Актуальность и цели. Проблема формирования мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности достаточно актуальна и противоречива: с одной стороны, данная проблема учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию логического мышления, в связи с гимназическим обучением, ранним профильным обучением, использованием развивающей системы обучения Л. В. Занкова в школе, с другой стороны, в образовательных программах детского сада акцент в основном делается на усвоение математического содержания с помощью мыслительных операций, меньше – на формирование самих мыслительных операций посредством математической деятельности, что требует изменения подхода к определению целей, принципов, методов и содержания дидактического и психолого-педагогического компонентов воспитательно-образовательного процесса и внедрения современных образовательных технологий. Цель исследования заключалась в изучении эффективности разработанной модели формирования мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности, а также авторской программы.
Материалы и методы. Методы теоретического анализа психологической, педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение и систематизация научных фактов, теоретическое моделирование. Эмпирические методы: методы опроса (беседа, анкетирование), метод экспертных оценок, обсервационные методы (включенное, невключенное наблюдение), педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки полученной информации.
Результаты. Представленные в статье данные позволили констатировать, что у детей, принявших участие в экспериментальной работе, наблюдается положительная динамика в изменении роста уровня сформированности мыслительных операций в математической деятельности, при этом изменению подверглись все компоненты: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Выводы. Представленные в статье результаты сформированности компонентов мыслительных операций старших дошкольников на этапах констатирующего и контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной модели формирования мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности, а также разработанной авторской программы.

Ключевые слова

мыслительные операции; старший дошкольник; эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты; математическая деятельность

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Белошистая, А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения : монография / А. В. Белошистая. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 234 с.
2. Демина, Е. С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демина Е. С. – Барнаул, 1999. – 20 с.
3. Иванова, Т. И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений : автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова Т. И. – Белгород, 2001. – 18 с.
4. Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Матасова И. Л. – Самара, 2003. – 20 с.
5. Стожарова, М. Ю. Интеллектика: Программа интеллектуального развития и образования детей дошкольного возраста и методическое обеспечение к программе / М. Ю. Стожарова, Т. А. Леушкина, Т. В. Цыпина, Д. В. Пупкова. – Ульяновск : Издатель Александр Васильевич Качалин, 2013. – 209 с.
6. Стожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности : монография / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева. – М. : Флинта, 2013. – 128 с.
7. Ремнева, Н. А. Педагогические условия формирования познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности / Н. А. Ремнева // Письма в «Эмиссия. Оффлайн» (The Emissia. Offline Letters). – CПб., апрель 2012. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/ 1785.htm
8. Забродина, Н. А. Программа по формированию мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности : метод. пособие / Н. А. Забродина. – Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2016. – 115 с.
9. Ремнева, Н. А. Нетрадиционные методы обучения дошкольников элементам математики / Н. А. Ремнева, М. Ю. Стожарова // Научное мнение. – 2013. – № 6. – С. 153–157.
10. Забродина, Н. А. Изучение уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников / Н. А. Забродина // Научное мнение. – 2013. – № 12. – С. 287–289.

 

Дата создания: 29.03.2018 13:04
Дата обновления: 06.04.2018 14:06